Структуры и алгоритмы обработки данных


Краткая теория


Понятие очереди всем хорошо известно из повседневной жизни. Элементами очереди в общем случае являются заказы на то или иное обслуживание: выбить чек на нужную сумму в кассе магазина, получить нужную информацию в справочном бюро, выполнить очередную операцию по обработке детали на данном станке в автоматической линии и т.д.

В программировании имеется структура данных, которая называется очередь.  Эта структура данных используется, например, для моделирования реальных очередей с целью определения их характеристик (средняя длина очереди, время пребывания заказа в очереди и т.п.) при данном законе поступления заказов и дисциплине их обслуживания.

По своему существу очередь является полустатической структурой - с течением времени и длина очереди, и набор образующих ее элементов могут изменяться.

Различают два основных вида очередей, отличающихся по дисциплине обслуживания находящихся в них элементов :

1.   При первой из дисциплин заказ, поступивший в очередь первым, выбирается первым для обслуживания (и удаляется из очереди). Эту дисциплину обслуживания принято называть FIFO (First input-First output, т.е. первый пришел - первый ушел). Очередь открыта с обеих сторон.

 

 

2.   Вторую дисциплину принято называть LIFO (Last input - First output, т.е. последний  пришел - первый ушел), при которой на обслуживание первым выбирается тот элемент очереди, который поступил в нее последним. Очередь такого вида в программировании принято называть СТЕКОМ (магазином) - это одна из наиболее употребительных структур данных, которая оказывается весьма удобной при решении различных задач.

В силу указанной дисциплины обслуживания, в стеке доступна единственная его позиция, которая называется ВЕРШИНОЙ стека - эта позиция, в которой находится последний по времени поступления в стек элемент. Когда мы заносим новый элемент в стек, то он помещается поверх вершины и теперь уже сам находится в вершине стека. Выбрать элемент можно только из вершины стека; при этом выбранный элемент исключается из стека, а в его вершине оказывается элемент, который был занесен в стек перед выбранным из него элементом (структура с ограниченным доступом к данным).

 

 

 




- Начало -  - Назад -  - Вперед -